|
Кто-то сказал, что человечество состоит в основном из двух больших групп. Одни его представители создают проблемы, другие их решают. Князев, безусловно, относится к тем людям, которые постоянно решают вопросы. И ему это удается. Самая главная проблема, которую ему удалось решить, снижение стоимости добычи нефти. А если конкретней – создать буровикам более комфортные и прибыльные условия труда. Еще проще – запустить в производство плашечный превентор, не имеющий аналогов в мире. Его использование значительно сокращает затраты и время на ремонт скважин, облегчает физический труд персонала.
Юрий родился в 1957 году в Томской области (селение Каргасок, что значит – медвежий угол). Затем с родителями переехал в Мегион Тюменской области. Главным в семье всегда был дед – профессиональный охотник. За перевыполнение планов по сдаче государству пушнины в военные годы он был награжден советским правительством медалью и именным охотничьим ножом с золотой ручкой. Еще учась в школе, часто ездил с друзьями на буровые вышки и видел все «прелести» тяжкого труда нефтяников. После окончания Ханты-Мансийской школы ДОСААФ мечта сбылась – взяли шофером ЗИЛ – 157 «Захарка» на буровую. Это было его первое соприкосновение с нефтяной эпопеей страны.
Затем армия: учебка, военная часть ракетных войск стратегического назначения под Красноярском. Увлечение техникой привело парня после демобилизации в аэропорт «Плеханово». Поработав механиком по эксплуатации летательных аппаратов, поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. В 1984 году закончил этот престижный в то время вуз и по распределению попал в Сургутский авиаотряд. Так он очутился в одной, можно сказать, упряжке с добытчиками нефти второй раз.
В 1985 году руководство снова перевело его в аэропорт Плеханово». Здесь работает инженером, начальником цеха оперативного ремонта вертолетов МИ-8, инженером отдела технического контроля.
1991 год для Князева выдался особым. Когда тихо, почти без крови, но в душевных муках миллионов людей, умирала великая страна, его с товарищами на четырех бортах МИ-8 Родина отправила в Югославию. Это была первая загранкомандировка. Причем по линии Организации Объединенных Наций. Непривычно смотрелись родные машины – вместо красных звезд белые опознавательные знаки миротворческих сил ООН. Но полеты совершали регулярно, по графику, что казалось почти фантастикой в условиях братоубийственной войны между сербами и хорватами, славянами, между прочим. О том периоде Юрий Иванович говорить не любит – военная тайна.
Ну а дальше, уже из нового государства, которым стала Россия после распада СССР, пошли чисто коммерческие командировки. Правда, таковыми они были для руководства, а пилотам, инженерам во все времена забота простая, летай, ремонтируй, заправляй, перевози людей и грузы. В Папуа-Новой Гвинее довелось поработать на бушменов.
Даже там инженерная мысль у Юрия Князева работала в полную силу. Внедрил он на радость подданных Ее Величества английской королевы (это государство входит в британское Содружество наций и его главой является Елизавета II) свое ноу-хау. Грузы (наши ребята доставляли из джунглей дерево) переправляли с берега на баржи по трапам. Когда начинался отлив, трапы падали в воду, а потом их снова поднимали и ставили. И так каждый раз – на это уходила уйма времени. Юрий вместе с ребятами придумали способ, как закрепить эти трапы. Бушмены были довольны – сколько время и средств сэкономили.
Кстати, там позже произошла катастрофа, нашим специалистам не заплатили, контракт прервали, и они вернулись в Москву без денег и даже без верхней одежды. Представляете себе эту картину: на заснеженное летное поле Шереметьево выходит компания в… тропических брюках и майках.
Пришлось поработать и в Колумбии и в Эквадоре. Потом сказал своему начальству (а все командировки были от аэропорта «Плеханово»):
– Все, хватит по миру мотаться. Пора переходить на оседлую жизнь.
Устроился в компанию «Сибинтел» менеджером по продажам. Новое дело освоил быстро. Да, в общем-то, он давно изучал бизнес. Еще в зарубежных командировках возил с собой книгу Карнеги о том, как стать успешным человеком. Читал ее, что было непонятно, спрашивал у гвинейских, новозеландских, других менеджеров. Брал у них консультации – не за бесплатно, естественно. Там просто так никто даже на простой вопрос не ответит. На западе уже тысячу лет информация считается самым выгодным бизнесом. Так что, учился он вместе со всей страной капитализму, как говорится, на ходу. Теперь вот буржуазная наука пригодилась. Так поставил работу, что коллеги отстали в разы. Генеральный директор фирмы Владимир Степанович Шевчик уже через четыре месяца предложил возглавить предприятие по продаже нефти.
Позже Юрий Иванович занимался поставками товаров народного потребления в г. Лабытнанги – от иголок до самолетов ЯК-40. Был одним из авторов программы «Север-Юг» по обеспечению северных регионов. За свою работу получил Благодарность от губернатора области.
И все же это было не его. Он инженер, который должен двигать производственный процесс, усовершенствовать оборудование, улучшать условия работы и жизни нефтяников. Объехав, можно даже сказать, обошел (иногда действительно приходилось добираться и на тягачах, и на оленях, а где и пешком), весь тюменский север, не понаслышке знал проблемы добытчиков черного золота.
Одной из больших бед были на буровых превенторы. Они часто выходили из строя, были неудобны в монтаже и ненадежны в эксплуатации. Из-за этого капитальный ремонт скважины затягивался на недели. Долго бился над этой проблемой Князев и его небольшой коллектив. Эксперименты заканчивались неудачей. «Сибинтел» прекратил инвестирование. Тогда Юрий Иванович решается на отчаянный шаг – закладывает все свое имущество, берет в банке крупный кредит, создает ЗАО НПП «СибТехноцентр» и продолжает разработки. Кое-кто из сотрудников терял веру в успешное ее завершение. Отказывались делать новые заготовки – все равно, мол, ничего не выйдет. Он просил, приказывал. Люди нехотя подчинялись. Наконец, пришла победа. Изобрели именно то, что нужно.
И вот под руководством Ю.И. Князева конструкторы и технологи предприятия за несколько лет плодотворной работы выпустили более 15 моделей превенторов. В 2004 году знаменитый «Универсал +», уникальный плашечно-шиберный превентор – ППШР, который был удостоен золотой медалью For high guality (за высокое качество). Юрию Ивановичу удалось объединить корпус превентора с шиберной заглушкой и технологическими вставками, что позволяет проводить большинство технологических операций ремонта без демонтажа превентора, благодаря чему значительно сокращаются затраты на ремонт скважин.Предприятие вошло в международную систему IPA. Теперь изделие на равных с зарубежными, а кое в чем даже лучше. И это признают конкуренты. Сразу же запатентовали свое изобретение. Но есть некоторые предприятия, которые без всякого стеснения его скопировали и теперь выпускают как свое. Сколько судов с ними прошло. Автоорство Князева никем не оспаривается, но и рычагов запретить всем желающим пользоваться его изобретением у российского правосудия пока нет. Здесь вам не Гвинея какая-нибудь, где плагиаторов сразу бы привлекли к ответственности. Это – Россия.
Но главное в другом. Юрий Иванович своей разработкой опередил время. Целая книга отзывов о новом превенторе, огромный спрос на него, международное признание говорят сами за себя.
А еще Князев ведет большую общественную работу. Он вице-президент Фонда имени В.И. Муравленко. Много времени отдает этой организации. Вместе с фондом помогает детским клубам, спортсменам, ветеранам севера. Осенью прошлого года открылся первый в городе контакт-центр iRing аутсорсинговый центр обработки вызовов с единой медицинской справочной службой. Это стало возможным, в том числе, и благодаря Юрию Ивановичу. Помощь людям – неотъемлемая составная его деятельности.
И сейчас трудно сказать, какая часть деятельности для него важнее – производственная, с постоянной суетой, поиском, борьбой за новые свершения, или общественная, может, менее заметная, не менее значимая. Кто-то сказал бы – у этого человека две жизни. Нет – она одна, но в двух измерениях. Вот так и живут настоящие личности, люди нашей эпохи.
|