М

Наталья МАЛЯРЧУК: воспитывать, – значит питать. Не только тело, но и душу

PDF Печать E-mail
Текст - Наталья Малярчук, фото - Владимир Стригунов; из архива автора   

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА МАЛЯРЧУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, ВРАЧ-ПЕДИАТР, КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ДОЧКЕ ОДИН ГОДИК, 1995 Г.

СЛЕВА-НАПРАВО: ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК С.А. ДНЕПРОВ, АКАДЕМИК РАО, ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК В.И. ЗАГВЯЗИНСКИЙ, ПРОФЕССОР, ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК В.М. ЧИМАРОВ, 2006 Г.

128 ГРУППА (ПЕРВЫЙ КУРС) ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, СЕНТЯБРЬ 1982 ГОДА

СТЕКЛОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА БЕЛОЗЕРСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ. ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ИЮНЬ 1982 ГОДА

ДРУЖИМ С 1982 ГОДА, КОГДА СТАЛИ ВМЕСТЕ ЖИТЬ В 405 КОМНАТЕ ОБЩЕЖИТИЯ № 1 ТГМИ

Часто слышим фразу: «Мы сами творим свою судьбу». Жизненный опыт свидетельствует, как важно, чтобы рядом оказался мудрый, добрый, любящий тебя человек, который все понимает, сочувствует и сорадуется. Мне очень повезло, что такие люди были со мной всегда…

Мои родители постоянно трудились, ведь нас росло пятеро в семье – старший брат и четверо девочек. Жили в деревне Боровлянка Белозерского района Курганской области и, сколько помню себя, отец Михеев Николай Павлович даже в воскресенье брался за подработку. Вспоминая свое голодное военное детство, обязательно спрашивал маму при возвращении домой: «А дети сыты?» Мой дед погиб в начале войны и трое его ребятишек сильно голодали: ели траву и пекли хлеб из лебеды, после чего, как вспоминал отец, у них сильно болели животы. Но выжили все.

Отец любил нас побаловать: приносил нам подарки «от зайчика» – пряники, которые считались самым большим лакомством. Добродушный по натуре, он брал в руки ремень, когда дело касалось важных вопросов жизни и здоровья детей (брат в начальной школе начал курить, сестренка без разрешения одна ушла в лес собирать ягоды и др.). И, как правило, одного шлепка хватало, чтобы выучить жизненный урок. Мы понимали: нас так защищают от опасностей, подстерегающих в будущей взрослой жизни. Сегодня бы представители ювенальной юстиции, рвущиеся к нам в Россию, непременно обвинили б его в жестоком обращении с детьми и лишили родительских прав. Абсурдное решение, которое идет во вред воспитанию детей. Убеждена, что ювенальная юстиция, навязываемая развращенным Западом, подрывает основы традиционного духовно-нравственного воспитания в нашей стране, препятствует формированию у детей благоговейного отношения к своим родителям, мешает развиться чувству любви к ним и глубочайшему почтению. А эти качества необходимы для возрастания главной детской добродетели – послушания. Умение слушаться, подчиняться является важнейшим качеством для человека любого возраста. Невозможно представить без добродетели послушания ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина.

Огромную роль в моем становлении как личности сыграла мама – Надежда Васильевна. Она была не только любящей матерью, но и очень красивой женщиной – настоящей блондинкой с голубыми глазами и замечательной хозяйкой, которая умела делать все: пекла, вышивала, вязала, шила, всегда поддерживала чистоту и уют в доме. Я не помню, чтобы она когда- либо отдыхала, только когда болела. Мама многому нас научила, и главное – уметь трудиться, сопереживать и помогать тем, кто рядом. Мудрая и сострадающая, жертвующая ради детей всем: личным временем, отдыхом, здоровьем, она рано покинула этот мир.

Росла я не очень здоровым ребенком, часто лежала в больнице без мамы, поскольку у нее на руках оставались еще малыши. В пятилетнем возрасте я решила, что непременно стану детским доктором. Училась в школе легко, была «круглой» отличницей, активно участвовала во всех школьных делах, как старшая дочь помогала маме по хозяйству: с одиннадцати лет доила корову, отвечала за порядок и чистоту в доме, нянчилась с малышами.

Попасть в медицинский институт из деревни, где в школе практически не велись уроки химии и английского, было нелегко, но огромное желание и, видимо, помощь Божия, помогли поступить в Тюменский государственный медицинский институт. Уже с первого курса начала подрабатывать. Сначала в роддоме мыла полы, а потом, с третьего курса, работала медсестрой в соматическом отделении детской больницы. Была комсоргом курса. Благодаря профессору Антонине Васильевне Волковой, которая «погружала» нас в педиатрию, уже на первом курсе занялась научной деятельностью. Как- то вдвоем с подружкой на студенческой конференции мы заняли первое место за исследование, посвященное особенностям здоровья детей из студенческих семей.

Учиться было очень трудно, но интересно. Замечательные, талантливые преподаватели П.В. Дунаев, В.П. Соргин, Л.Н. Кретинина, К.А. Лебедева, С.П. Моисеева и многие другие «заражали» нас своей любовью к профессии, являясь примером истинного служения людям.

В поощрение за общественную активность мне предложили ординатуру по педиатрии, и с благословения изумительного диагноста, профессионального педиатра д.м.н. В.П. Сорогина я начала работать под руководством А.Д. Петрушиной по теме кандидатской диссертации, посвященной изучению факторов, влияющих на рождение ребенка с патологией почек. Мудрая, открытая, поддерживающая и помогающая, Антонина Дмитриевна не только великолепно читает лекции, но и является одним из самых лучших детских врачей в Тюменской области. Именно она первой разглядела во мне задатки педагога и после защиты кандидатской диссертации посоветовала заниматься педагогической деятельностью. В ту пору профессор В.М. Чимаров как раз начал формировать кафедру валеологии в Тюменском государственном университете.

Валерий Михайлович первым в Тюменской области заговорил о воспитании здоровой личности. Он активно занимался вопросами не только лечения болезней, но и формирования здоровья детей и взрослых. Так я попала в общеобразовательную школу не в качестве врача-педиатра, а специалиста по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Вера В.М. Чимарова в мои способности и отеческая забота были тем самым ресурсом, который помогал в сложных жизненных ситуациях. Наш совместный опыт послужил основой для написания мною докторской диссертации по педагогике.

Погружение в совершенно новую сферу – педагогическую – требовало развития иного мышления, не клинического. Было очень сложно, пришлось на ходу, самостоятельно, изучать вопросы педагогики, поэтому я поступила в докторантуру на кафедру, которую возглавляет академик РАО Владимир Ильич Загвязинский. Он удивителен как человек и как ученый. Бывают «люди-ручейки», «люди-реки», а то и просто «люди-болото», «люди-источники», а Загвязинский – «Человек-Океан». Под влиянием его личностных качеств состоялись судьбы огромного количества людей. Это Учитель и Мудрец в одном лице, Садовник, который взращивает сад Будущего. На всех этапах выполнения мною докторской диссертации он помогал как научный руководитель, а не как научный консультант. Да, он очень строгий Учитель, но он умеет видеть ресурсы в человеке, его потенциал и всегда помогает в осуществлении Мечты.

Именно таким Учителем и я в свою очередь стараюсь теперь быть, когда в качестве профессора читаю лекции по курсу «Здоровый образ жизни», провожу беседы об опасности вредных привычек, о том, как сохранить здоровье в условиях семьи. Поскольку установлено, что 60–70% учащихся к моменту окончания средней школы имеют три-четыре морфофункциональных отклонения, мои слушатели – это не только студенты нашего университета, но также учащиеся и родители школьников и дошкольников Тюмени и Ханты- Мансийского автономного округа.

Общеизвестно, что на рост, развитие и уровень здоровья подрастающего поколения наряду с такими факторами, как социально-экономическое состояние общества, экологическое неблагополучие страны, генетическая отягощенность, оказывают сильное влияние и школьные составляющие: интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, нарушение ее санитарно-гигиенических норм. А также, несомненно, низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. И все же, одна из ведущих проблем в этой цепи неблагополучия – духовно-нравственная, которая сводится в первую очередь к подмене ценностей, произошедшей в нашей стране.

К примеру, мы, не задумываясь, повторяем: «Время – деньги», чем суживаем понятие времени до примитивности. И оно, как деньги (вода), утекает сквозь пальцы. При этом упускается главное: время – это и наша связь с великой российской культурой, в которой духовное на протяжении веков ставилось выше материального. Время – это наши будущие дети, но мы жертвуем ими ради материально обеспеченной жизни. Время – это наше прошлое, которое создавали наши великие потомки.

Но нынешние лжеграждане выносят российское грязное белье на общее обозрение, а чистое глубоко прячут и говорят, что оно вышло из моды. Кому нужна сейчас духовность? Это рудимент, мешающий стране пополнить категорию европейских сытых (накормленных, удовлетворенных материально) государств, где начинают превалировать среди жителей – выходцы из Африки. В Голландии, где официально разрешены однополые браки, и много лет работают компании по производству гормональной контрацепции, 53% граждан – выходцы из Марокко. Сытая Голландия уже не в состоянии восполнять свое население, она не может и не хочет иметь собственных детей, поэтому постепенно заполняется негритянским населением. Что я и увидела в поездке по Нидерландам.

Вглядитесь в нашу страну – одну шестую часть суши! Громадные территории незаселены, но свято место пусто не бывает. Сюда давно стремится народ, численность которого превышает 1 млрд 300 млн. Идет экономическая экспансия: нас приучили к китайским вещам, недорогим китайским «химическим» продуктам питания, к тому, будто китайская медицина самая эффективная.

Мне больно, когда так поступают с моей Родиной, которой я горжусь, которая дает мне силу жить, работать, радоваться жизни, чувствовать себя счастливой, дарить счастье близким.

Как же нам сохранить независимость своего государства? Как воспитать детей – будущих граждан нашей страны? Как сделать их счастливыми? Чтобы Родина-мать давала им силы жить, творить доброе и вечное? А пути то известны. Важно не только напитывать тело собственного дитяти едою, но также не оставить голодною и его душу.

Россияне поколения восьмидесятых основы духовно-нравственного воспитания вынесли из советской школы. Не стоит навешивать ярлыков на советскую школу, как и делать из нее кумира. Та школа была всякой, учителя были разными, но было то, что объединяло, то, что придавало чувство общности и являлось духовной опорой, – это единство взглядов на общечеловеческие ценности. Советская педагогика, как известно, базировалась на духовно-нравственном наследии российской культуры, величайших педагогических идеях европейской цивилизации и России. Правда, сама Европа вместе с ювенальной юстицией от этих ценностей давно отказалась. А мы –нет. Поэтому стоит вернуться к богатому опыту российской педагогики по воспитанию гражданина, патриота, семьянина, Человека. Чем мы и стараемся заниматься на кафедре клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета.

страницы книги

 
© 2011-2014 Издательство «Эпоха», © 2011-2014 Михаил Мельников, разработка сайта
Любое, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ, использование материалов сайта категорически запрещено без согласования с издательством «Эпоха»