|
Ольга Ройтблат человек суперзанятой. Тот, кто впервые попадает в ее кабинет, бывает сражен этими монбланами и эверестами бумаг, лежащим на ее рабочем столе. Прочитать все это невозможно за целую человеческую жизнь. Но она читает, правит, комментирует, хвалит, жестко критикует, звонит во все уголки России, договаривается о встречах, конференциях, семинарах, обсуждает премии, бесконечно улетает в командировки, работает в бесконечных комиссиях… Иногда кажется, что все это она делает одновременно, ей-богу.
– Я родилась, как было принято когда-то писать в анкетах, в рабоче-крестьянской семье. И мать, и отец работали водителями. Отец – на грузовых, самосвалах, а мама – то на грузовых, то на легковых. В раннем детстве я постоянно ездила с ними, привязанная к заднему сидению. С садиками тогда было тяжко, вот и каталась целую рабочую смену. Моим главным воспитателем и другом с детских лет был дедушка, Антон Прокопьевич. Он жил в районе «Маяка», а родители снимали крохотную комнатушку на улице Сакко. Вот, а у деда был такой небольшая времянка-мастерская, где он столярничал. Там всегда был запах дерева, стружек, по углам всякие рубанки, фуганки. И я ими тоже чего-то строгала, и ведь умела же! А еще запомнилось, что он постоянно ходил с книжкой в руках. Образование у него было невеликое, хотя в войну был заместителем командира дивизии. И вот он наверстывал чтением. Чехов, Достоевский… И еще помню отчетливо: когда мама с папой ехали в машине вместе, они обязательно пели, у мамы был очень хороший голос. В доме нашем, кроме пианино, радиолы и множества пластинок, не было ничего, как принято говорить, из предметов роскоши, и мы, дети, выросли в любви к музыке. И пианино было занято весь день. Я, сестра Таня, брат Саша – все впоследствии получили музыкальное образование.
Музыка музыкой, но жили-то мы тогда уже в частном доме, а это значит дров заготовь, воды принеси, картошку посади да прополи не раз. И все это в том числе и на наших детских плечах, и все это не обсуждалось, а принималось как данность. Такая вот гармония искусства и труда.
А музыка… Тогда я была точно уверена, что буду когда-то поступать в консерваторию, а впереди… Я была одной из лучших в нашей 1-й музыкальной школе, и когда ввели такой предмет – аккомпанемент, я была первой помощницей у преподавателей. Учась в седьмом классе музыкальной школы, на открытии филармонии победила в конкурсе пианистов и аккомпаниаторов ансамбля тюменских скрипачей. Как говорится, на подхвате. Знаменитая Луиза Цибульская меня пригласила, меня, а не выпускников консерватории. Я страшно этим гордилась! А в школе, я училась в 34-й, улучив момент, уходила в, пардон, туалет, и…пела там все арии Сильвы и прочее. Акустика там была великолепная. В школе меня все звали «девочка-музыкант». Потому что никто тогда с окраины, с «Маяка», не ездил в центр с папочкой подмышкой учиться музыке. А в седьмом классе я учила мальчишек своего класса пению, четырехголосию, и они меня слушались!...
Ремарка. В те же годы совсем юная Оля Николаенко – это ее девичья фамилия – руководила мужским хором завода №26 и ВИА « Аргонавты» Первого Авиаотряда аэропорта «Плеханово». Стоят на сцене убеленные сединами мужчины, поют, а ими руководит как дирижер, одновременно ухитряясь играть на фортепьяно, молодая девушка. Та еще картинка…
– Судьбоносные моменты, говорите… Это впоследствии ты осознаешь, что произошло, что из этого получилось. Села я однажды в автобус с целью поехать в музучилище и поступить, делать дальше свое музыкальное будущее. А автобус привез меня к …педагогическому институту. И я взяла и пошла туда, и …поступила. Поступила в педагогику на всю жизнь. Уже на втором курсе я пошла работать учителем английского в родную 34-ю. Учитель, потом завуч, вечером внеклассная работа, сбор металлолома, экскурсии, походы и, конечно, подготовка музыкальных вечеров, концертов. Я не говорила высоких слов детям, мол, любите музыку и так далее. Они жили с ней. И я сейчас вижу, что многие мои ученики отдали своих детей в музыкальные школы, училища, некоторые дошли до консерватории. Сейчас думаю: а ведь я тогда была старше моих детишек всего на какие-то семь лет, они подчас были жутко неудобными, как все дети, но…выросли умными, музыкально одаренными. То музыкальное зернышко все же проросло.
Работая учителем, работала взахлеб! Но постоянно руководители образования предлагали мне руководящие должности – завуча, директора, даже пытались перевести в незнакомую – 49-ю. Я уперлась: нет! Мне: тогда партбилет положишь на стол! Известная по тем временам фраза. Через год все-таки предложили возглавить родную 34-ю.
Но тут забастовал муж. Если, говорит, согласишься на директора, заберу детей и уеду в свой родной Куйбышев. Сплошные ультиматумы! Отец, услышав наш спор, вмешался. В телефонном разговоре он сказал Борису, моему мужу, который тогда учился в Таллине в академии: «Боишься, что у нее будет много трудностей, про семью забудет?» И выдал совершенно убойную фразу: «Ты думаешь на фронте было легко?»
То есть, он приравнял работу директора школы к ведению военных действий. Практика показала, что в какой-то степени так оно и было…
Ремарка. После этих слов Ольга Владимировна улыбнулась, видимо, вспоминая те давние события. А тогда было совсем не до улыбок, потому что начинать нужно было с начала: перестроить работу всей школы, направить ее в новое, пока только одной ей видимое русло. И начала она …со строительства школьной канализации, которой просто не было, и это при наличии двух тысяч школьников и двухсот преподавателей. И понеслось – брала в руки скребок в тонкие музыкальные пальчики и сдирала со школьных стен матерные слова. На скромные школьные деньги латала крышу, потому что в дожди школу заливало, и самым узнаваемым предметом школьного интерьера были расставленные тут и там ведра и корыта. А потом пошли вовсе диковинные дела: решила высадить возле школы розы, много роз. И, конечно, их исправно выдирали местные жители. На продажу, или так, от косности. И как же она боролась с этим варварством? А вот так: высаживала снова и снова. И воспитала-таки окрестную общественность, стали спокойно расти цветочки на радость всем. Всем вокруг! Это глубоко в ее характере – спокойно и упорно добиваться намеченной цели. А цели всегда были непростые.
– Да, и цели непростые, и времена были непростые. Но мне повезло, я не встречала в своей работе, профессии какого-либо неприятия предлагаемых изменений. На моем жизненном и профессиональном пути повстречались Учителя, и были всегда рядом надежные коллеги. Мы постоянно искали что-то новое, внедряли передовые методы в образовательном процессе, и умные руководители соглашались с нашими инновациями, проддерживали наши программы. Это Надежда Васильевна Фоминцева, Вадим Александрович Петелин и многие другие. Нам помогали развиваться в выбранном направлении. Например, мы ввели обучение иностранным языкам всех школьников со второго класса. Эта практика впоследствии себя полностью оправдала. Мы развивали и внедряли такие программы, которые обучали всех и каждого ребенка индивидуально. Военно-патриотическое воспитание – разве это не важно? А почти два месяца на уборочной, на морковке? С точки зрения ведения сельского хозяйства – показатель неэффективной работы того же совхоза. А с точки зрения воспитания духа коллективизма – очень даже полезно. У нас в школе было неписаное правило: работать вместе с детьми. И мы, преподаватели, трудились на борозде вместе с ребятами, хотя видели, как, простите, «надсмотрщиками» стояли учителя других школ. А у нас все вместе, шутим, соревнования устраиваем – кто больше, кто чище уберет. Отсюда и особая атмосфера в нашей школе, и дружат бывшие наши ученики до сих пор, и друг другу помогают.
Но идиллии не было, была постоянная работа с ребятами. И не только в первые годы моего директорства бывали случаи, когда преподаватель мог сказать ученику: «Ах, ты, скотина! Тупица!» И я потратила не один год, чтобы это все искоренить. И мне, молодой, приходилось говорить пожилым и заслуженным: вы должны быть примером для ребят, вы умнее и старше, вы – профессионалы, а, значит, должны быть на голову выше и вести себя достойно. И я горжусь тем, что и зарубежные, и наши гости школы говорили: какая у вас потрясающая, дружная атмосфера! Мы этого не замечали, для нас это было нормой. Приходили к нам дети из других школ, так они полгода привыкали к тому, что их не оскорбляют, что они могут спокойно спорить с учителем, если имеют свою точку зрения. Вы знаете, если ты не любишь детей, если они тебя раздражают тем, что шумят, скачут на переменах, имеют свое мнение – уходи из школы, даже если ты суперзаслуженный.
А если ты на своем месте, и это все твое… У нас даже технички плакали в каникулы от того, что не слышат детских голосов. Известнейший народный учитель Леонид Иссидорович Мильграмм, с которым мы знакомы много лет (в этом году он будет отмечать 90-летие), как-то сказал: «Школа – это каторга, но каторга сладкая!» В начале 90-х наши дети ездили в Москву и на каникулах учились в его 45-й школе, где преподавал даже академик Велихов, а его преподаватели приезжали в нашу 34-ю. Это давало возможность и учителям, и детям общаться с великими педагогами нашей страны, и я старалась использовать такие моменты.
– Я вот все о школе, но это большая часть моей жизни. Рос опыт, росло понимание людей. Словом, из всего преподавательского состава неспособных работать с детьми оказалось один-два. Хотя социологические исследования утверждают: если у тебя тридцать процентов учителей работают успешно – это очень хороший показатель…
Вот так и развивалась моя директорская карьера. Хотя это слово абсолютно не для меня. Я вам совершенно серьезно говорю: если бы сегодня я работала дворником, у меня был бы образцовый двор. Я придумала бы много чего, чтобы все было красиво и было бы приятно и удобно людям. Потому что мой девиз – все, что ты делаешь, ты должна делать качественно. Ну, а потом Сергей Семенович Собянин и Наталья Александровна Шевчик предложили мне возглавить департамент образования и науки Тюменской области. Но у меня по-прежнему оставалась мечта: я должна достроить начальную школу, поскольку 34-й лицей занимался тогда в три смены.
Ремарка. Возглавив департамент, Ольга Ройтблат с присущей ей энергией и видением стратегии развития всколыхнула весь его, мир. С ней всегда было трудно работать тем, кто не очень хотел работать, а здесь темп жизни враз ускорился. Ей же, попавшей в незнакомый коллектив, пришлось искать конструктивные, но принципиальные решения по модернизации образовательной системы. Постепенно машина департамента прибавляла обороты. Но тут Беслан… После первых сообщений о страшной трагедии у Ольги Ройтблат случился гипертонический криз. Несколько недель она была на грани жизни и смерти. Жизнь победила.
– Меня потом просили: прокомментируйте события в Беслане. А что тут комментировать? Не могут психически здоровые люди так поступить с детьми, школой. Я ушла из школы, но школа не ушла из моего сердца. И все эти дни я думала: а если бы такое произошло с моей школой, ребятишками? Если мы не можем обеспечить безопасность детей, это непоправимая трагедия. Если ты не уберег ребенка, это перечеркивает всю твою работу. Всю!
Дети, семья… для меня это самое главное в жизни. Я пережила много тяжелых моментов, гибель сестры и брата. И сейчас, если я знаю, что у отца, дочери, сына все в порядке, я спокойна, значит, все хорошо. И у моих внучат – шестерых мальчишек и одной девочки – тоже все будет хорошо. Значит, я могу, я буду работать! С годами начинаешь утверждаться в некоторых простых истинах. Говорят, за все нужно платить. В том числе за хорошее. А я добавлю: никогда не надо ждать от людей благодарности. Это дорога в разочарование, в никуда. Оглянешься назад – вроде бы многое сделано. Но раз Господь удержал меня на этой земле, надо работать дальше, развиваться самой.
Ремарка. В 2005 году Ольга Владимировна блестяще защитила кандидатскую диссертацию, тема которой легла в структуру институциональных изменений работы в ТОГИРРО. В институте создана так называемая матричная модель организации управления – наиболее сложный и современный ее тип. Она сочетает в себе старую, традиционную структуру с новой, проектной. Она более гибка, а потому быстрее реагирует на «вызовы времени», ориентирована на достижение организации института результата, динамична и создает условия для творчества.
– Я считаю, что толчок к научной работе я получила благодаря заместителю губернатора Н.А. Шевчик и губернатору Тюменской области С.С. Собянину. Воплотила еще я свою давнюю мечту: привожу в область лучших учителей России и знакомлю с их опытом наших учителей. Надо стремиться к профессиональному совершенству, и как бы мы ни хотели, мы все равно в какой-то степени педагогическая провинция, и в плане профессионального общения до столиц нам далеко. Когда я возглавила ТОГИРРО, то поставила перед собой и институтом главную цель: повышение профессионального уровня всех преподавателей – как столичного, так и сельского.
…Судьба свела меня со многими лучшими учителями России. Сегодня мы приглашаем их поделиться своим бесценным опытом с педагогами разных территорий области, даже самых отдаленных, и ни разу никто из них не отказался приехать, несмотря на постоянную занятость. Еще раз подтверждается истина: чем умнее человек, тем он доступнее. Вы бы видели глаза наших учителей, когда они с ними общаются, какой взаимообогащающий диалог происходит! Учителя, которые учатся на семинарах, дают им высокую оценку. Получив новый творческий импульс, педагог стремится в класс, к своим ученикам, чтобы применить накопленный опыт в своей педагогической практике.
Мы внедряем разные формы работы. Например, в последние годы стали постоянными педагогические марафоны, когда наши гости (подчеркиваю, победители конкурсов «Учитель года России» и наши учителя, победители областного конкурса «Учитель года») садятся в автобус и едут в Ялуторовск и Голышманово, Ярково и Тобольск, Туртас и Ишим… На встречах проводятся мастер-классы, обсуждаются одни и те же проблемы, сложности, стандарты. Наши признаются: эти встречи помогают им вырабатывать свой собственный опыт, внедрять в практику школьного образования самое передовое. Ремарка. Несколько лет институт выигрывал гранты Национального Фонда подготовки кадров: по внедрению нормативного финансирования институт стал ведущим методическим центром России. По государственно-общественному управлению образованием, по организации работы управляющих, попечительских советов, влияния их на деятельность и результативность образовательных учреждений, оценке эффективности их деятельности мы тоже впереди. Оперативно анализировать информацию, помогать предвидеть образовательную ситуацию, ориентироваться в новых программах и технологиях. Словом, соответствовать современной жизни и даже обгонять ее, адекватно реагировать на все новое, что происходит вокруг, что необходимо педагогу... Этому движущему мотиву подчинено у ТОГИРРО все: и содержание, и форма работы.
Коллектив института проделал колоссальный труд – создал мощный информационный ресурс, позволяющий обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку образования педагогам, руководителям не только Тюменской области, но и других регионов России. Речь идет о портале «Опыт Тюменской области в сфере модернизации образования», сайте ТОГИРРО, число посетителей которого доходит до шести тысяч в месяц, о банках данных по передовым технологиям работы классных руководителей, социологическим опросам, учебным достижениям учащихся, одаренным детям, а также о единой системе отслеживания профессионального уровня педагогов, результатов их деятельности.
– Таким образом, усилиями ТОГИРРО была сформирована, по сути, персонифицированная информационная система образования Тюменской области. Этот полноценный программный комплекс анализа опыта по всем направлениям модернизации образования позволяет в считанные секунды получать точную, объективную информацию для совершенствования стратегического, тактического, оперативного планирования работы с кадрами. Не говоря уже о расширении спектра возможностей для повышения профессионального уровня педагогов и руководителей на всех уровнях: от образовательного учреждения, муниципального района до региона в целом.
Ремарка. Институтом организовано взаимодействие с ведущими вузами, научными центрами, авангардными школами РФ по разным направлениям деятельности и в разных формах. Опыт работы в сетевых проектах с РГПУ им. А.И. Герцена, Институтом педагогического образования РАО (СПб), ТюмГУ, ТюмГМА позволяет обеспечивать удовлетворение актуальных потребностей педагогов за пределами формальной образовательной системы.
ТОГИРРО совместно с Тюменским отделением Общероссийской общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание» при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» второй год реализует проект «Школа современного руководителя». Его цель – освоение директорами школ, заведующими дошкольных учреждений новых практик и технологий управления, моделей принятия управленческих решений, формирование управленческих компетенций, необходимых для решения современных задач системы образования.
– Мы исходим из того, что сегодня нашему государству как никогда нужны педагоги, способные видеть в ребенке уникальную ценность, развивать его путем познания науки, техники, искусства, общественной жизни и труда. Нам как воздух необходимы именно такие учителя, и тогда наша школа действительно станет новой, превратившись, как сказано в послании президента России, в центр творчества и информации, интеллектуальной и спортивной жизни.
Вот по этому пути мы и движемся.
А вообще, профессия педагога самая лучшая. Смотрите: врач постоянно имеет дело с людскими страданиями, в милиции постоянные контакты с отрицательной энергией. А посмотрите на педагогов? Они расцветают, потому что каждый день подпитываются светлой детской силой. Берут, но должны и отдавать сторицей. Что мы и пытаемся делать.
Ремарка. И все же автобус оказался правильным, тем самым… Ольга Владимировна не жалеет, что посвятила себя педагогике.
– Музыка всегда со мной, как и школа. Она помогала и помогает мне везде. Музыка и педагогика – творческие составляющие моей натуры.
|